ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Фотографии Тары 1888 года. Детали. [дополняется]
Александр Милевский
11.01.2020
830
6
5.0

Идеализация прошлого – одна из причин симпатии к старым фотографиям. Это переживание сродни ностальгии. Бессознательно мы ищем в прошлом стабильности и предсказуемости, которых зачастую нам не хватает в сегодняшней жизни. Рассматривая старые фотоснимки, мы погружаемся в иную эпоху, устанавливаем новые отношения с незнакомыми людьми и предметами, ведём с ними внутренний диалог. И в этом «убежище» мир становится более понятным, уютным, обжитым.

Когда мы держим в руках старую фотокарточку, прежде всего мы воспринимаем её как старинную вещь. На уровне подсознания старое – значит красивое, старое – значит хорошее. Предметы старины обладают особым обаянием. Они вызывают уважение (будь то архитектура, произведения искусства, мебель, книги или фотографии), потому что на них словно лежит знак качества: раз они пережили время, значит, в них есть что-то ценное, уникальное, то, что помогло им избежать разрушения, уничтожения.

Именно поэтому вызывает огромное удовольствие рассматривать старинные фотографии тех мест, где жил, улиц, по которым когда-то бегал ребёнком. Через такое общение с прошлым происходит своего рода самопознание, оно помогает каждому найти своё место в этом мире, стать его соучастником. И, конечно, даёт надежду на лучшее будущее, открывает новые перспективы.

В течение вот уже десяти лет мы занимаемся коллекционированием старинных фотографий Тары на неофициальном сайте нашего города taragorod.ru. Коллекция насчитывает уже более 2000 фотографий и постоянно пополняется. Настоящими жемчужинами нашей коллекции являются фотографии Тары конца XIX века.

В конце декабря 2019 г. на одном из дочерних порталов сайта Русского географического общества – портале, на котором проводится фотоконкурс РГО «Самая красивая страна» – были обнаружены три фотографии города Тары, датированные 1886, 1887 и 1888 годами, но, скорее всего, сделанные в один день в период с 1886 по 1888 годы. Позже по запросу нам прислали фотокопию и четвёртой фотографии из этой же серии, и получилась практически полная круговая панорама Тары. Снимки находятся в Санкт-Петербурге в Научном архиве Русского географического общества и, вероятно, ранее не были известны краеведам Тары и нигде не публиковались. Кроме того, что они являются на данный момент самыми старыми фотографиями города из ныне известных, их уникальность заключается ещё и в том, что сделаны они были с необычного ракурса и очень качественной для того времени фототехникой: видны самые мельчайшие детали изображения, город на этих фотографиях как живой.

Автор этих фотографий – Флориан Станиславович Лахмайер (Ляхмайер), фотограф из Екатеринбурга, гражданин Варшавы, дворянин, один из первых фотографов Сибири и Урала. На портале РГО есть множество видовых фотографий других городов Российской Империи, сделанных Ф.С. Лахмайером в период с 1886 по 1888 годы. Был ли это государственный заказ или личная инициатива фотографа – пока выяснить не удалось. Во всяком случае, ранее нам никогда не встречались наборы открыток с видами российских городов за его авторством.

Вчера мы получили электронные копии всех четырёх фотографий в хорошем разрешении и с удовольствием делимся ими с вами!

Вот первое фото из этой серии (ссылки на скачивание полноразмерных фотографий приведены в конце статьи):

Вид на Базарную площадь Тары, 1886-1888 годы

Перед нами Базарная площадь города Тары (сейчас – площадь Ленина). Слева на переднем плане Успенская церковь, справа поодаль – Пятницкая церковь. Между ними – гостиный двор Тары, за которым виден купол часовни Животворящего креста Господня. Фото, как и три следующих, сделано в летний полдень со «старой» пожарной каланчи, стоявшей в то время немного северо-западнее гостиницы "Иртыш", на пригорке, где велись раскопки.

Примечательно, что центральная площадь города на фотографии названа Гостиннодворской, а не Базарной, как мы привыкли:

При увеличении можно детально разглядеть Пятницкую церковь:

К Успенской церкви пришли бараны и козы и, как в известной поговорке, с интересом рассматривают ворота:

А в центре безлюдной Базарной площади безмятежно отдыхают их собратья:

Слева от Успенской церкви вдалеке видна, как мы и предполагали, «...часовня во имя Святого Модеста патриарха Иерусалимского за речкой Аркаркой, в одной версте от города»:

На втором фото, датированном 1887 годом, тоже запечатлены две церкви:

Вид на Спасскую церковь, 1886-1888 годы

В центре – единственная сохранившаяся до наших дней Спасская церковь. Справа от неё, вдалеке, в центре Тихвинского погоста (сейчас – Комсомольский парк) видна Тихвинская (кладбищенская) церковь, взорванная вместе с Пятницкой церковью в 1951 году. На фото – вид на современный перекрёсток Советской улицы и улицы 40 лет ВЛКСМ, а в то время – это, соответственно, Никольская улица и Полицейский переулок. Внизу снимка – скорее всего пожарный обоз. Обращает на себя внимание крайне рыхлая в то время застройка прилегающих к Базарной площади кварталов. Вероятно, стоимость аренды земли в центре города была тогда очень высокой. Только в самом конце XIX и начале XX вв. участки на центральной площади массово начинают скупаться и застраиваться тарскими торговцами.

Данная часть города названа на фотографии Соборной:

При максимальном увеличении фотографии видны очертания лёгкого изящного балкончика на северном фасаде Спасской церкви:

Был ли балкон на южном фасаде – пока неизвестно, но вероятность этого судя по всему крайне велика. В наше время восстановили оба балкона, но ничего общего с историческими они не имеют и, как и пристроенный недавно, но, по всей вероятности, никогда не существовавший всход, они непропорциональны и выглядят инородными телами на здании.

Новый ракурс Тихвинской (кладбищенской) церкви:

Пожарный обоз:

Можно разглядеть на подводах пожарные ручные помпы, бочку с водой, лопаты и инструменты, лестницы, кошму, которой, вероятно, накрывали небольшие горящие предметы для ограничения доступа кислорода.

Другие жители города:

Прекрасно видны детали одежды:

Соборный переулок (ул. Карбышева), как видим, был гораздо шире и "обтекал" Спасскую церковь с обеих сторон. И заборчик вокруг церкви больше похож на парапет (либо только начинает возводиться?):

Забор из кирпича? Зачем и почему?!

Третье фото:

Вид на Никольский собор, 1886-1888 годы

На фотографии необычный ракурс: с этой точки Никольский собор мы ещё никогда не видели! Справа вдаль устремляется Тобольский тракт (на момент съёмки – Никольская улица, сейчас – Советская). Вокруг собора естественным образом образовался своего рода кольцевой перекрёсток. С этого ракурса хорошо видно, насколько сильно здание выступало за линию домов в глубину улицы. Возможно, когда-нибудь этот снимок принесёт наибольшую пользу при будущем восстановлении собора, который был разобран в советское время. Некоторые из деревянных домов, которые мы видим на этой фотографии, вероятно, стоят до сих пор.

Эта часть города названа Западной:

Один из домов напоминал по виду ныне существующий дом священника Александрова на Александровской улице:

Позади него виден один из двух домов усадьбы Ивана Ефимовича Щербакова, выстроенной в середине XIX века. На момент съёмки в этом двухэтажном полукаменном особняке располагалось уездное училище.

Внизу и слева на снимке неказистое здание Полицейского управления:

Надпись на вывеске: «ПОЛИЦИЯ УПРАВА»

Обращают на себя внимание очень красивые оконные переплёты практически на всех домах:

Конечно, в то время такая «мелкоячеистость» оконных рам была вызвана не эстетическими предпочтениями, а, скорее, была вынужденной мерой: большие по площади стёкла были редкостью и стоили очень дорого. Да и заменить небольшой разбитый фрагмент гораздо проще и дешевле. К сожалению, с появлением пластиковых стеклопакетов в современных городах появилось много окон-бойниц без оконных переплётов. Выглядят они ужасно, особенно, если вставлены в историческое здание.

Здесь хорошо заметен водосток от собора через Никольскую улицу под гору. До того, как улицу Советскую недавно заасфальтировали, эту просевшую выемку в дорожном покрытии часто "принимали" за пресловутый подземный ход.

На четвёртом фото изображена подгорная часть Тары:

Вид на подгорную часть города Тары, 1886-1888 годы

Как видно, застройка этой части города в то время была более плотной. Видны первая тарская мечеть и особняк купца Айтыкина напротив неё. Улица тогда называлась Нерпинской, Немчиновской она стала в 1910 году.  Яков Андреевич Немчинов был последним владельцем трёхэтажного особняка, который мы видим в центре снимка вдалеке. В нём купец открыл сиропитательное заведение с ремесленными классами и городской общественный банк. На момент съёмки у дома ещё не было лестницы-пристройки на второй этаж на южном фасаде. Хорошо можно разглядеть всю усадьбу, на территории которой находился трёхэтажный дом:

Помимо него на территории усадьбы мы видим красивый двухэтажный дом, по виду – полукаменный. Именно он, судя по всему, был главным домом усадьбы, въезд на территорию которой украшали огромные ворота. Большое центральное крыльцо этого дома можно увидеть на фотографии Немчиновской улицы 1910 г.:

Кстати, сам Яков Андреевич ещё был в живых (1802 - 1894 гг.)

Дом был построен другим тарским купцом конца XVIII–XIX веков Иваном Фёдоровичем Нерпиным. На его же средства была выстроена Тихвинская церковь Тары, и в честь него эта улица называется в наше время. За сиропитательным домом видна Казанская церковь, крупных фотографий которой пока обнаружить не удалось:

Подгорная часть города на фотографии названа Татарской:

Крупный план мечети:

Задний двор дома купца Айтыкина напротив мечети:

Посмотрите, с какой любовью и вниманием к мелким деталям относились при постройке даже самого рядового дома:

На Иртыше, судя по всему, видны баржи:

Город Тара кардинально поменялся за этот век. Он не стал лучше или хуже: он стал совершенно другим. Из шести церквей, составлявших красивейший архитектурный ансамбль в то время, осталась только одна – Спасская. Остальные были либо взорваны, либо разобраны на кирпичи в советское время. Да и оставшейся церкви не повезло. Уже в наше время, в течение 4 последних лет, невзирая на протесты и возмущения местных краеведов и общественников, её фактически уничтожили горе-реставраторы. Облик здания изменился до неузнаваемости, и вместо лёгкого изящного здания, которое мы видим на фотографии Ф. Лахмайера 1888 года и на более поздних снимках, город за огромные деньги получил громоздкую уродливую махину, имеющую мало общего с историческим оригиналом.

В то же время город стал гораздо чище и благоустроеннее, хотя даже сейчас там можно пройтись по деревянным тротуарам, а окраины часто не освещаются электрическим светом по ночам. Огромное влияние на восприятие города сейчас оказывает засилье сайдинга, использование которого вообще следовало бы законодательно запретить в исторических городах. Тара значительно разрослась, появились многоэтажные благоустроенные дома, но, тем не менее, до сих пор преобладает деревянная частная застройка. К сожалению, город год от года теряет своё лицо, становится безликим. В наше время это происходит практически со всеми городами России, маленькими и большими. И предотвратить этот процесс очень сложно уже сейчас.

Тем не менее, очень важно подчеркнуть уникальность каждого города нашей страны, выделить его среди остальных. В России мало городов, которые при должном подходе было бы невозможно превратить в точку притяжения для туристов, одновременно с этим развивая привлекательность городской среды для самих жителей, грамотно проектируя общественные пространства, создавая такие условия, при которых люди перестали бы уезжать в столицы в поисках лучшей доли. С 2011 года одна Москва на улучшение своей жизни потратила 1,5 триллиона рублей, что сопоставимо с тратами на благоустройство всей России (1,7 триллиона рублей). О чём тут можно говорить… У города Тары очень большой исторический и туристический потенциал. Мы, изучающие историю нашего родного края, собирающие информацию о его славном прошлом по крупицам, видим этот потенциал и стараемся рассказать о нём всем.

Что же касается самой старой фотографии Тары, то хочется верить, что она пока ещё не найдена и не опубликована. Когда-нибудь мы её обязательно найдём!


Полноразмерные фотографии Тары 1888 года Ф. Лахмайера


Друзья! Если вам интересно дело, которым мы занимаемся, и у кого-то из вас появится желание и возможность поддержать нашу работу по поиску и публикации исторических фотографий и материалов, вы можете помочь нам переводом абсолютно любой суммы. Спасибо вам всем за интерес к истории края и поддержку!

Александр Титов
 
 
Банковская карта: 6390 0245 9004 9608 87

Перевод на ЯндексКошелёк:
 
 
Александр Милевский
 
 
Банковская карта: 4276 4500 1499 5035

Перевод на ЯндексКошелёк:
 
 
 

Теги:Сапасская церковь, Лахмайер, история, Успенская церковь, Тихвинская церковь, Никольский собор, Пятницкая церковь, ретрофотографии


Читайте также

    До сегодняшнего дня самой старой фотографией Тары считалось именно это фото Саломона Яковлевича В...

    21.12.2019
    1575
    4
    5.0

    Друзья! На нашем сайте появилась интересная интерактивная карта, работа над которой велась нескол...

    07.01.2018
    1675
    2
    5.0

Комментарии (6)

1
6 1er   [Материал]
Хорошо можно разглядеть всю усадьбу Нерпина, на территории которой находился трёхэтажный Сиропитательный дом:



Помимо него на территории усадьбы мы видим красивый двухэтажный дом, по виду – полукаменный. Именно он, судя по всему, и был главным домом усадьбы, въезд на территорию которой украшали огромные ворота. Большое центральное крыльцо этого дома можно увидеть на фотографии Немчиновской улицы 1910 г.:


0
5 alexttv   [Материал]
"Люди узнают на архивных снимках родные места, дома, где жили их предки. Так, например, случилось с жителем города Тары, создателем неофициального сайта Тары Александром Милевским. Со своими коллегами он уже собрал большую коллекцию исторических фотографий Тары, но на сайте фотоконкурса РГО, в галерее номинации "Живой архив", обнаружил три уникальных снимка – самые старые из выявленных фотографий Тары, которые нигде ранее не публиковались. "Многие самые интересные и важные события в нашей жизни происходят по воле случая, – рассказал Александр Милевский. – Я искал на просторах сети старинные фотографии одного тобольского здания и нашёл портал фотоконкурса "Самая красивая страна". В разделе "Живой архив" увидел три фотографии Тары, сделанные фотографом из Екатеринбурга Флорианом Лахмайером в 1886–1888 годах. О тобольском здании, которое искал, забыл тут же, поскольку фотографии Тары оказались действительно уникальными. Кроме того что они являются самими старыми фотографиями города из ныне известных, они были сделаны с необычного ракурса и очень качественной для того времени фототехникой. Видны самые мельчайшие детали изображения, город на этих фотографиях как живой!". https://www.rgo.ru/ru....oy-kray

1
4 1er   [Материал]
У сиропитательного дома ещё нет лестницы-пристройки на второй этаж на южном фасаде:


1
3 1er   [Материал]
Местоположение пожарной каланчи подтвердилось:


0
1 alexttv   [Материал]
У извозчика на телеге ручная водяная помпа для тушения пожаров, можно также на другой подводе увидеть пожарные лестницы, скорее всего это выстроился пожарный обоз.

0
2 1er   [Материал]
Да, точно! Смутили биржевые извозчики на более новых фотографиях, почему-то про пожарных и не подумал.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]