ГлавнаяБлогАлександр Милевский
Три самые старые фотографии Тары
Александр Милевский
21.12.2019
3515
4
5.0

Базарная площадь Тары, вид на Пятницкую церковь, 1892 год

До сегодняшнего дня самой старой фотографией Тары считалось именно это фото Саломона Яковлевича Вишняка из альбома Анатолия Васильевича Лазаревского, бывшего тобольского губернского прокурора (из личного архива Генриха Лазаревского). Фотография была сделана с пожарной каланчи, располагавшейся в то время напротив торгового дома купца К.В. Балыкова (здание ГОВД), практически на месте нынешней гостиницы "Иртыш", недалеко от Успенской церкви. На фото видны только три здания, сохранившиеся до наших дней: дом Якова Васильевича Орлова (сейчас – Тарский историко-краеведческий музей), магазин Николая Кирилловича Машинского (сейчас – магазин «Мастер») и усадьба Ивана Фёдоровича Щербакова (бывший отдел архитектуры). Пятницкая (Параскевиевская) церковь, располагавшаяся в торце Пятницкого переулка (современная улица Избышева) была взорвана в 1951 году.

Сегодня на одном из дочерних порталов сайта Русского географического общества – портале, на котором проводится фотоконкурс РГО «Самая красивая страна» – совершенно случайно были обнаружены три фотографии города Тары, датированные 1886, 1887 и 1888 годами, но, скорее всего, сделанные в один летний день в период с 1886 по 1888 годы.

Автор всех трёх фотографий – Ф.С. Лахмайер. Информация об этом фотографе в Интернете крайне скудна, но, всё же, кое-что удалось выяснить. На портале РГО есть множество видовых фотографий других городов Российской Империи, сделанных Ф.С. Лахмайером в период с 1886 по 1888 годы. Был ли это государственный заказ или личная инициатива фотографа – пока выяснить не удалось. Во всяком случае, ранее нам никогда не встречались наборы открыток с видами российских городов за его авторством, но, возможно, всё ещё впереди...

Итак, вот первое фото:

На фото мы видим Базарную площадь города Тары (сейчас – площадь Ленина). Слева на переднем плане Успенская церковь, справа поодаль – Пятницкая церковь. Между ними – гостиный двор Тары, за которым виден купол часовни Животворящего креста Господня. Фото, как и два следующих, сделано в полдень со старой пожарной каланчи, стоявшей в то время примерно на том месте, где сейчас находится гостиница «Иртыш» (или, скорее, немного северо-западнее, на пригорке, где велись раскопки).

На сайте РГО фото датируется 1886 годом, т.е. номинально оно самое старое из трёх. Но, как мы писали выше, все три фотографии, скорее всего, были сделаны в один и тот же день, с одной и той же точки, в период с 1886 г. по 1888 г.: маловероятно, что фотограф, живший в конце XIX века в Екатеринбурге, мог себе позволить три года подряд приезжать в далёкий сибирский город ради нескольких снимков.

На втором фото, датированном 1887 годом, тоже запечатлены две церкви:

В центре – единственная сохранившаяся до наших дней Спасская церковь. Справа от неё, вдалеке, в центре Тихвинского погоста (сейчас – Комсомольский парк) видна Тихвинская (кладбищенская) церковь, взорванная вместе с Пятницкой церковью в 1951 году. На фото – вид на современный перекрёсток Советской улицы и улицы 40 лет ВЛКСМ, а в то время – это, соответственно, Никольская улица и Полицейский переулок. Внизу снимка – пожарный обоз. Можно разглядеть на подводах пожарные ручные помпы, бочку с водой, лопаты и инструменты, лестницы, кошму, которой, вероятно, накрывали небольшие горящие предметы для ограничения доступа кислорода.

Обращает на себя внимание крайне рыхлая в то время застройка прилегающих к Базарной площади кварталов. Вероятно, стоимость аренды земли в центре города была тогда очень высокой. Только в самом конце XIX и начале XX вв. участки на центральной площади массово начинают скупаться и застраиваться тарскими торговцами. Кроме Спасской церкви ни одно из зданий, которые мы видим на фотографии, до наших дней не сохранилось. Да и Спасская церковь уже перестроена до неузнаваемости.

Третье фото тоже сделано с пожарной каланчи и датируется 1888 годом:

На фотографии необычный ракурс: с этой точки Никольский собор мы ещё никогда не видели! Справа вдаль устремляется Тобольский тракт (на момент съёмки – Никольская улица, сейчас – Советская). Вокруг собора естественным образом образовался своего рода кольцевой перекрёсток. С этого ракурса хорошо видно, насколько сильно здание выступало за линию домов в глубину улицы. Возможно, когда-нибудь этот снимок принесёт наибольшую пользу при будущем восстановлении собора, который был разобран в советское время. Некоторые из деревянных домов, которые мы видим на этой фотографии, вероятно, стоят до сих пор. Возьми фотограф чуть правее, мы бы увидели и последнюю, шестую церковь – Казанскую, стоявшую под горой.

Исследование данных фотографий только начинается. Возможно, фотограф не ограничился тремя снимками, и когда-нибудь мы обнаружим остальные.


Источники фотографий –  портал фотоконкурса РГО «Самая красивая страна»


Теги:Пятницкая церковь, Сапасская церковь, Тихвинская церковь, история, Никольский собор, Успенская церковь, Лахмайер, ретрофотографии


Читайте также

Комментарии (4)

4 1er  
1
Сканы снимков в хорошем разрешении будут после новогодних праздников. Превью четвёртой фотографии из этой же серии (вид на подгорную часть Тары):


3 alexttv  
0

2 1er  
0
Из книги В.Е. Копылова "Былое светописи (У истоков фотографии в Тобольской губернии)"

С середины 1883 года сначала в Тюмени («Фотография и хромофотография», Царская улица, дом Розова), а затем в Тобольске заявил о себе фотограф из Екатеринбурга гражданин Варшавы дворянин Флориан Станиславович Ляхмайер. Поначалу он именовал себя «студентом Варшавского императорского университета». К началу 1880-х годов Флориан Ляхмайер стал известен на Урале как фотолетописец строительства железнодорожных путей. Ему, в частности, принадлежит серия фотографий завершённой строительством Горнозаводской железной дороги Пермь – Екатеринбург. В своём обращении на имя тобольского губернатора он, обосновывая необходимость открытия фотографии в губернии для «странствующего фотографа», писал следующее:

«Ввиду уже начатой постройки Тюменской железной дороги и занимаясь в последнее время съёмками Уральской и вообще российских железных дорог, желаю заняться фотографическими работами во вверенной Вашему Превосходительству губернии».

Получив разрешение, Ляхмайер работал в Тюмени в основном над портретами. Среди них он сохранил в истории юношескую фотографию упоминавшегося ранее русского учёного-физиолога, уроженца Тюмени, сына директора Тюменского Александровского реального училища Б.И. Словцова. В Тобольске Ляхмайер предпринял попытку съёмок видов города, объединив полученные фотографии в отдельный альбом.

Ф.С. Ляхмайер в 1882 году общим заседанием пятого отдела Императорского русского технического общества под председательством Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича был приглашён в Москву на Всероссийскую выставку. В пригласительном письме. Ф. Ляхмайер отмечался как лучший знаток фотографического дела и как единственный представитель Сибири, участвующий в заседаниях общества. Он имел серебряную медаль за выставочную экспозицию 1882 года, медаль «За трудолюбие» и был лауреатом юбилейной медали с портретами основателей фотографии: Ньепса, Дагера и Талбота.

Медалями всероссийских выставок награждались многие сибирские фотомастера. Чаще всего это были медали «За усердие» с барельефом императора и самодержца Николая II. К смутному 1917 году владельцы многих фотографий успели обзавестись медалями нескольких выставок. Наградами подобного рода их обладатели весьма гордились, поскольку они служили надёжной рекламой для художественного заведения. А после 1917 года, наоборот, старались сделать всё возможное, чтобы они не вспоминались. Ещё бы: на большинстве медалей красовался профиль царя, столь ненавистного новым властям.

Ф.С. Ляхмайер в 1887 году участвовал со своими снимками в Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге. Его подборка фотографий отражала строительство Горнозаводской железной дороги Пермь-Екатеринбург (1870-е гг.) и тупиковой железнодорожной ветки Екатеринбург-Тюмень (1885). Наряду с известными уральскими фотографами В. Метенковым и Н. Тереховым экспонаты Ляхмайера были отмечены медалью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). Сам он удостоился чести быть принятым в действительные члены УОЛЕ.

1 alexttv  
1
Вполне возможно, что запечатлена и "...часовня во имя Святого Модеста патриарха Иерусалимского за речкой Аркаркой, в одной версте от города." на снимке с Успенским собором слева.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]